Популярная культура против массовой культуры

26.12.2020

Одна из главных дискуссий среди специалистов по социальной истории искусства касается вопроса о соотношении между так называемым высоким искусством, или авангардными практиками, и характерными для современности формами массовой культуры. Хотя понятно, что эти формы непрерывно меняются (как перестраиваются и отношения между двумя половинами системы репрезентации), проблема никуда не исчезает, и в числе подходов к ней особенно интересны специфические версии марксизма, взятые на вооружение критиками массовой культуры. Одна из них соответствует резкому неприятию форм массовой культуры в работах Адорно, чье позорное осуждение джаза ныне единодушно заклеймено как выражение евроцентристского александрийства, усугубленное тем, что одной из главных его причин было полное неведение автора в области того музыкального явления, которое он развенчивал.

Противоположный подход к массовой культуре был выработан в Англии Рэймондом Уильямсом ( 1921-1988), введенное которым различение между популярной и массовой культурами оказалось плодотворным для последующих историков культуры, позволив им, в частности Стюарту Холлу (род. 1932), подвергнуть масскультурные феномены гораздо более дифференцированному анализу. По мнению Холла, то же диалектическое движение, которое эстетики и историки искусства выявляли в постепенной трансформации стилей из революционно-освободительных в регрессивные и политически реакционные, может быть обнаружено и в массовой культуре: в данном случае оно выражается в непрерывном колебании между исходными протестом и трансгрессией и конечным закреплением в процессе индустриализированной аккультурации. Также Холл показал, что первым решительным шагом на пути преодоления евроцентристской фиксации на гегемонной культуре (будь то высокая буржуазная культура или авангард) является признание того, что различные аудитории обращаются к различным понятиям традиции, языковым конвенциям и поведенческим формам взаимодействия. А если так, то, согласно новому подходу в исследованиях культуры [так — cultural studies — он и стал в дальнейшем именоваться. — Пер.], особые ориентация и опыт конкретной аудитории более существенны, чем любые притязания — сколь возвышенно-глубокомысленные, столь и авторитарные — на роль универсального критерия эстетической оценки, то есть чем та иерархическая вера в канон, чьей скрытой конечной целью всегда остается подтверждение превосходства белой, мужской, буржуазной культуры.

Хотите удивить любимую женщину? Тогда вам будет полезно узнать длительность полового акта и как он должен заканчиваться. Воспользовавшись рекомендациями, вы больше не будете не испытывать проблем сексуального характера, и получите продолжительный и качественный секс, приносящий удовольствие обоим партнерам!

В 1963 году Герхард Рихтер и Конрад Люг (позднее, под фамилией Фишер, он станет одним из крупнейших в Европе дилеров минимализма и концептуализма) устроили перформанс в одном из мебельных магазинов Дюссельдорфа. Это событие дало старт немецкой волне интернациональной переориентации неоавангарда на массовую культуру, которая наметилась в конце пятидесятых, начав постепенно оттеснять на задний план послевоенную абстракцию в Англии, Франции и США. Придуманная Рихтером формула «капиталистический реализм» перекликалась с ужасным «другим» реализма — его социалистическим тезкой, отлично знакомым художнику по годам обучения в ГДР (до 1961-го). Демонстрация скуки, одобрения и пассивности по отношению к всепоглощающей системе объектов потребления позволяет считать одним из провозвестников этой тенденции Пьеро Мандзони, полагавшего, что в наступившую эпоху самое место для художественной практики — как раз среди объектов потребления, зрелищ и демонстративных антихудожественных актов. Вместе с тем эта задумчиво-меланхоличная пассивность стала типично немецким оттенком осознания того, что развитые формы потребительской культуры отныне не только определяют поведение, как прежде его определяли религия или политика, но и служат — в особом историческом контексте Германии — коллективным способом подавления и забвения недавней приверженности фашизму.







 

Rambler's Top100

return_links(); ?>