Диалектика в притчах
19.09.2020Последняя из музейных «секций» Бротарса открылась через пять месяцев после выставки в Дюссельдорфе в рамках «Документы 5», проводившейся в 1972 году в Касселе. Создавая новое подразделение своего музея, названное им «Секцией рекламы», в контексте этой международной выставки, Бротарс заменил коллекцию оригинальных предметов, составлявших «Секцию фигур», большими фотографиями всех экспонатов, которые демонстрировались в Дюссельдорфе, и разместил их на стене.
Задавшись вопросом о том, как вырабатывается значение внутри институциональной структуры, будь то страница каталога или музейный зал, Бротарс с помощью «Секции рекламы» вновь прибег к характерной для него стратегии смещения: если до этого он смещал внимание с предмета на сопровождающие и поддерживающие его элементы (контейнеры, лампы и т. д.), составляющие институциональный и дискурсивный порядок, то в данном случае заменил реальный объект его фотографической репродукцией. Предвосхищая рецепцию собственных работ, Бротарс представил свою дюссельдорфскую инсталляцию с орлами через ееотображение в медиа. Тем самым он заранее учел неизбежную трансформацию произведения искусства в предмет фотографической репродукции и его рассеяние посредством критических текстов и системы маркетинга.
Пропустили несколько дней на работе? Оформите больничный лист задним числом, чтобы избежать проблем.
Этот перенос внимания с объекта на средства его экспонирования и распространения можно назвать «эстетикой восполнения» (aesthetic of the supplement). Разделяя эту стратегию с другими художниками своего поколения, такими как Даниэль Бюрен и Майкл Ашер, Бротарс осуществляет акт критического сопротивления, когда отождествляет свою работу со структурами распространения и рассеяния, которые обычно рассматриваются в качестве тривиального сопровождения произведения искусства как некоего субстанциального объекта. Идентификация с этими структурами-восполнениями — страницей каталога, плакатом, экспозиционным оборудованием — и сведение произведения искусства к банальным инструментам инсталлирования и транспортировки свидетельствуют об отказе Бротарса поддерживать эстетику субстанциальности, сосредоточенную вокруг предмета искусства, а следовательно — и об отказе от художественного произведения как товара, поскольку восполнение само по себе товарной ценности лишено.