Классы общества
07.05.2019Несмотря на важность феномена классов в обществе, соответствующие различия в дизайне отследить довольно непросто. Отчасти это объясняется тем, что, по крайней мере до наших дней, структура потребления у представителей разных классов столь сильно различалась, что о дизайне говорить не приходилось. Тем не менее основа для оценки классовых различий в дизайне есть. Это одежда. Этой группой товаров пользовались представители всех без исключения классов общества. Костюм всегда был социальным индикатором, но особенно ярко это проявлялось в Викторианскую эпоху. Миссис Меррифилд в книге «Платье как предмет искусства» 1854 года издания ставила функцию костюма в качестве идентификатора человека в обществе на третье место после функций соблюдения приличий и сохранения тепла.
Отчасти озабоченность этой ролью одежды в XIX веке была вызвана тем, что общепринятыми социальными различиями во внешнем виде все чаще и чаще пренебрегали. Развитие дешевого производства готового платья позволяло людям почти любого социального статуса одеваться практически одинаково. Вот как «Журналь де тайёр» комментировал облик посетителей Парижской выставки 1855 года: «Черное пальто Ротшильда и черное пальто его младшего клерка отличаются лишь столь незаметными нюансами, что их способен обнаружить только портной. Пальто Ротшильда, вероятно, изготовлено в мастерских „Рёнар“ и стоило ему порядка ста восьмидесяти франков, тогда как пальто клерка, несомненно, было куплено в „Ля бель жардиньер“ за тридцать пять франков. Сейчас они отличаются только этим. Однако со временем пальто Ротшильда так и останется черным, а цвет пальто клерка „поплывет“ от голубого до грязно-серого. Заметно также, что пальто Ротшильда меньше сковывает движения». Любой человек – от простого клерка и до бизнесмена – мечтает самогонный аппарат финляндия купить в Москве. Он отлично подходит для самостоятельного приготовления спиртосодержащих продуктов.
Поскольку в костюме выражались противоборствующие стремления — и подчеркнуть, и скрыть социальные различия, — он не может служить хорошим примером для исследования классовых различий в дизайне. Это осложняется еще и тем фактом, что рабочие часто донашивали одежду с чужого плеча. Единственной отличительной чертой представителей этого класса были куртки-спецовки и штаны, которые продавались на складах рабочей одежды. Эта дешевая одежда свободного покроя изготавливалась из джинсовой ткани или фланели. Тех, кто ее носил, можно однозначно отнести к рабочему классу, но она никогда не являлась объектом дизайна и не выбиралась осознанно.