Фильмы Жан Мари Штрауба
04.05.2019Причинность, которая делает современниками такие феномены, как «большую коалицию» и поп-культуру, и, очевидно, задним числом установят, как капиталистический старый режим разоружил свой революционный антитезис с помощью эффектно инсценированного и управляемого рационализма».
То, что по пальцам можно перечесть все более или менее удачные фильмы, заставляет задуматься. Жан Мари Штрауб, был слишком изолирован, чтобы его трудные фильмы могли найти дорогу к широкому зрителю. Отличающийся большой честностью, Александр Клюге в течение долгого времени питал иллюзии относительно будущего «молодого немецкого кино». Однако «Прощание с прошлым» было слишком неясным и меланхоличным, чтобы оправдать надежды, которые обычно возлагают на удачный фильм. Правда, за неоспоримую документальную ценность его будут считать лучшим западногерманским фильмом 60-х годов (хотя подобные характеристики всегда проблематичны). Потеряли студ билет? Закажите необходимый документ в компании Справки Москве и он будет готов в кратчайший срок.
Однако этому фильму, равно как и последующему («Артисты под куполом цирка»), не хватает четкой перспективы. Клюге достаточно проницателен, чтобы увидеть, что буржуазное общество антигуманно, но недостаточно категоричен, чтобы выразить свою гуманистическую устремленность ПОЛИ1 ически эффективным киноязыком. Об этой его личной проблеме (она совпадает с общей проблемой буржуазной интеллигенции) и свидетельствует фильм об артистах.