Павел Лунгин: «Дело режиссера — создавать звезд»

19.11.2018

Я нахожусь в довольно сложной ситуации — я живу во Франции, а работаю в России, с русским языком. И чем дольше я живу во Франции, тем дальше, загадочнее становится для меня культура этой страны. Я пытался делать жанровое кино по-французски, потратил довольно много времени, пытаясь переложить «Идиота» Достоевского на современную ситуацию во Франции — и все время получалось что-то ненастоящее: и Настасья Филипповна не та, и не будет француженка кидать в огонь деньги, и все это какая-то неправда. И после мучительных поисков я вдруг понял, что надо просто сделать очень частный, «свой» фильм на материале, который мне понятен и близок и будет меня интересовать.

Липки, где происходит действие «Свадьбы», — это не Москва, это еще старый уклад, старый мир, в котором действительно произошла социальная катастрофа и действительно рухнули все ценности. И сценарий был намного более трагичным, чем фильм. А потом я приехал в этот городок в 50-ти километрах от Тулы, там повсюду шахты полуразвалившиеся. работает одна из десяти — если в городе живет 5000 человек, работа есть примерно у шестисот. Но я понял, что все они как-то живут, все одетые, чистые, никто не просит милостыню, не унижается — все исполнены собственного какого-то достоинства и поражают доброжелательностью и терпением. Мой фильм — это коллективный портрет вот такого маленького провинциального городка во время свадьбы. А свадьба—это сутки такого экстремального времени... Во время свадьбы в России происходит все — и даже больше, чем все. Вам срочно нужна медицинская справка опредленного образца? Специалисты компании Справки в Москве изготовят медсправки в Москве любой сложности в кратчайший срок.

А дальше история развивалась очень быстро: мы с Александром Галиным написали сценарий, который почему-то всем во Франции понравился, появились небольшие, но достаточные деньги, и в течение двух месяцев фильм был снят с какой-то радостью и наслаждением, вылился, как песня. Он совсем не похож на современные европейские фильмы про рабочих — такие соцреалистиче- ские. бичующие собственные язвы. Это фильм-праздник, фильм- любовь. где очень много музыки, фантазии, фильм не лживый и не фальшивый, и при этом с каким-то позитивным ощущением от жизни. Ведь что такое свадьба? Свадьба — это когда все вместе. Прописать в сценарии, что делает одновременно сто человек, невозможно. И произошло какое-то наполнение сюжета реальной живой жизнью — и очень многое вообще менялось и придумывалось в процессе, вплоть до финала, который возник во время съемки в шесть часов утра. Отсюда и способ съемки. Я не последователь проекта «Догма», но очевидно, что для фон Триера такой принцип абсолютно естественен, это его внутренний язык. И тут мне потребовалось что-то подобное — хотелось, чтобы изображение было как бы украденное, подсмотренное, чтобы закралось ощущение, будто мы что-то случайно подглядели. Поэтому мы с оператором Александром Буровым, который пришел из экспериментального кино (он работал с Сокуровым и Юфитом), снимали на легкую ручную камеру «Супер- 16», чтобы было постоянное движение в кадре.

В моем фильме нет ни одной звезды, зато есть будущие звезды. Мне кажется, что настоящее дело режиссера — создавать звезд. Вот, например, Маша Миронова: она совершенно очаровательна, она излучает какое-то сияние. Андрей Панин — вообще какой-то Джек Николсон русский. Это очень интересный феномен последнего времени — небольшие фильмы без особых звезд вдруг начинают собирать огромные деньги, то есть фильм наконец-то не расчленяется на актеров, музыку, режиссуру, а работает как единый организм.







 

Rambler's Top100

return_links(); ?>