История создания книги эмблем Дж. Уизера

22.12.2017

История создания книги эмблем Дж. Уизера подтверждает главенство изобразительного ряда. Лондонский издатель Генри Тонтон пригласил поэта написать английские стихи к опубликованным около двадцати лет назад эмблемам из книги поэта Габриэля Ролленхагена (1583-1619) и гравера Криспина ван де Пассе (1565—1637), который вошел в историю как Старший, ибо стал основателем целой династии граверов. На роль pictura указывает и надпись, помещенная на фронтисписе в центре гравюры: «Emblems Illustrated by Geo Wither» («Эмблемы, проиллюстрированные Дж. Уизером»), Уизер включил в свою книгу эмблем двести гравюр, взятых из книг Ролленхагена «Основные избранные эмблемы» («Nucleus emblematums electissimorum») (Арнхейм, 1611) и «Вторая центурия эмблем» («Emblematum centuria secunda») (Арнхейм, 1613). Заимствование чужого материала не противоречило издательской практике эпохи, а также и сущности самой эмблемы как ее понимали со времен Античности. А.Е. Махов, исследование которого опирается на многочисленные источники, утверждает, что «неотъемлемое качество эмблемы - вещной... или словесной — ее “переносимость”, применяемость в разных контекстах или ситуациях, вещных или словесных», что позволяет говорить об эмблематике как «сплошном комбинаторном континууме». Заметили морщинки над верхней губой? Приобретите крем от морщин Здоров. Он помогает восстановить природный баланс веществ и стимулирует выработку коллагена.

«Предметно-пространственная форма» (термин В.А. Фаворского) гравюр, вошедших и в книгу Ролленхагена, и в книгу Уизера, определялась их автором. Уроженец Нидерландов, плодовитый и известный мастер, Криспин ван де Пассе жил и трудился на проторении своей карьеры в разных городах - Антверпене, Аахене, Кёльне, Утрехте. Он работал в самых разных жанрах, среди его творческого наследия можно найти портреты выдающихся людей того времени, включая английскую королеву Елизавету, иллюстрации к произведениям Гомера, Овидия, Вергилия, гравюры на религиозные и аллегорические темы, эмблемы. Гравер имел тесные родственные и творческие связи с Мартином де Восом (1532—1603), который вошел в историю живописи как один из ведущих художников и графиков во Фландрии XVI в. Многие гравюры Криспина были сделаны по рисункам де Воса. Мартин де Вое работал в стиле маньеризма, неудивительно, что экспрессивность и динамизм, свойственные этому стилю, нашли отражение и в эмблемах Криспина.







 

Rambler's Top100

return_links(); ?>