Любриканты

02.06.2016

В этом и проявилась сила ее бунта - ведь это был бунт против того порядка вещей, который воспринимался ею естественным, это был разрыв с тем окружением, плоть от плоти которого она была. Но все это только слова, истинность которых может оправдать лишь музыка. Как же воплощено ее средствами окружение Анны, в какую связь вступает основной лейттематизм балета с музыкальными олицетворениями фона? Здесь мы подходим к принципиальной особенности балета Щедрина - «личное» и сопутствующее ему погружены в интонационную атмосферу музыки Чайковского.

Стремление передать «аромат», «пульс» эпохи, присущую ей стилистику определило обращение к тем инструментальным сочинениям Чайковского, которые были написаны в годы замысла и издания Толстым романа «Анна Каренина». «Не могло не быть общности восприятия, оценки, совестливого отношения к жизни, общности «сочувствия» у двух великих русских художников - при всем различии их темпераментов и вкусов!». Мелодии Чайковского, их характерные любриканты рождают внутренние связи по внешности несхожего, даже чужеродного.

Вслушавшись в звучание фортепиано, легко вообразить совсем иную картину: скромный, уютный дом, гостеприимную и приветливую хозяйку, гостей, задумавшихся у камина. Одним словом, картину доброго русского быта, где дышится легко, где все располагает к покою. В этой интонационной атмосфере нет места драме, экспрессии. И не случайна та роль, которую приобретает в этой импровизации в духе салонной пьесы фортепианная ритурнель. Она словно успокаивает, примиряет, гасит взрывы страстей двух «дуэтов преследования». Свет благосклонен к Анне, но и она ощущает себя его частью» она также живет поэзией уюта, нежной чувствительности, где нет места всему из ряда вон выходящему. Поэтому-то приданные ей интонации (в данном случае обороты темы из Второго квартета Чайковского) словно растворяются в неторопливом течении «домашнего» музицирования. Столь же органично включены обороты музыки Чайковского и в сцене бала, где вновь оживает неумирающая традиция русского вальса, пронесенная от Глинки до Прокофьева. И здесь вторжение сквозной лейттемы любви еще не приводит к резкому противополаганию контрастных интонационных сфер.







 

Rambler's Top100

return_links(); ?>